Приветственное слово директора департамента информационных технологий и связи Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Шубина Сергея Аркадьевича.

Уважаемы участники Всероссийской конференции «Информационные технологии в управлении: прогнозируемые риски и возможности», позвольте поприветствовать вас от имени Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»!

Вопросы, которые предстоит обсудить на конференции, имеют важнейшее значение в построении информационного общества в Российской Федерации. В рамках создания единой государственной системы управления с элементами «электронного правительства» на первый план выходят вопросы формирования современной телекоммуникационной инфраструктуры, перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде с обеспечением их юридической значимости, принципы организации информационного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения, бизнеса, а также вопросы электронной демократии.

Не вызывает сомнений, что решение поставленных задач не представляется возможным без создания отраслевых информационных систем, в первую очередь в социальных сферах — здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной поддержке населения, общественной безопасности, регистрации актов гражданского состояния. При этом эффективная реализация задач по информатизации указанных сфер в масштабах страны в разумные сроки возможна только за счет создания типовых вертикально-интегрированных отраслевых информационных систем, которые будут в полной мере использовать уже существующие решения инфраструктуры электронного правительства и Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Хотелось бы, чтобы участники конференции отдельное внимание уделили анализу ситуации и выработке комплекса мероприятий по вопросам муниципальной информатизации, как основного сдерживающего фактора формирования электронного правительства и построения информационного общества в Российской Федерации.

Учитывая большое количество муниципальных образований, в большинстве своем дотационных, разработка для них информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме возможна только с использованием тиражируемых решений. Типовые подходы должны применяться и при формировании и ведении реестра муниципальных услуг, разработке и утверждении административных регламентов их предоставления.

За прошедшее время во всех субъектах Федерации организована практическая работа по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Также за прошедшее время большая работа проделана Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в части правовых основ перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронной форме, технических решений, разработки методических рекомендаций, а также ОАО «Ростелеком» по созданию инфраструктуры электронного правительства, Единого портала государственных и муниципальных услуг и системы электронного межведомственного взаимодействия.

Тем не менее, имеющиеся проблемы методологического, правового, технологического, организационного и финансового характера препятствуют реализации проектов в рассматриваемой сфере и не позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить создание ими региональных и муниципальных информационных систем в полном объеме. Среди проблем, требующих безотлагательного решения, можно выделены следующие:

  • неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры в удаленных и труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока (северные районы Красноярского края, районы Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия, Республики Алтай, а также ряд сельских районов других регионов), что в конечном итоге приводит к невозможности получения жителями государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

  • высокие затраты на создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и финансовая необеспеченность данного процесса, в частности из-за несоответствия доходной базы субъектов, местных бюджетов объему их расходных обязательств, особенно в малых городах и сельской местности;
    отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем, которое препятствует эффективному планированию и расходованию бюджетных средств;

  • отсутствие необходимых нормативно-правовых разъяснений о порядке информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, отсутствие единых требований к работе региональной системы электронного межведомственного взаимодействия в части описания процедур взаимодействия с органами местного самоуправления;

  • недостаточное внимание к работам по переводу в электронный вид услуг подведомственных государственных и муниципальных учреждений и по организации электронного взаимодействия с ними;

  • отсутствие механизма унификации наименования государственных и муниципальных услуг, предусмотренного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р. Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, не в полной мере соответствует полномочиям исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наименования услуг, включенных в Сводный перечень, являются чрезмерно обобщенными и фактически включают несколько услуг, оказываемых органами власти всех уровней. Это затрудняет эффективное использование уже внедренных автоматизированных систем и требует специальных затрат на их кастомизацию;

  • отсутствие экспертных заключений федеральных органов власти о достоинствах и недостатках уже используемых (тиражируемых) решений;

  • частая и нерегламентированная модернизация утвержденного механизма обмена информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в процессе оказания услуг, приводящая к невозможности выполнения требований статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», иных нормативных правовых актов;

  • отсутствие механизмов для централизованной организации предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, по которым полномочия переданы с федерального на региональный уровень;

  • отсутствие прозрачной системы мониторинга об оказанных государственных и муниципальных услугах в электронном виде с Единого портала и межведомственных запросах в разрезе органов власти и их подведомственных учреждениях;

  • отсутствие технического решения, обеспечивающего работу системы исполнения регламентов для муниципальных образований, не имеющих надежных широкополосных каналов связи;

  • до настоящего времени полномочия органов местного самоуправления в области информатизации не нашли своего отражения в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответственно. Таким образом, отмечается ситуация, при которой требования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», иных нормативных правовых актов, становятся трудновыполнимыми;

  • низкий уровень готовности ряда сотрудников органов власти всех уровней и населения к новым способам взаимодействия при оказании услуг.

Напоследок хочется пожелать участникам конференции успешной и плодотворной работы!

Директор департамента
информационных технологий и связи Исполнительного комитета
Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»
Шубин С.А.

Докладчики конференции

Бадулин Александр Николаевич

Басаргин Андрей Валерьевич

Лаврентьев Геннадий Васильевич

Маслова Наталья Рудегеровна

Мельников Павел Александрович

Минин Виктор Владимирович

Пермяков Руслан Анатольевич

Счетчиков Андрей Иванович

Тишин Денис Владимирович

Ухлинов Леонид Михайлович